Версия для слабовидящих: Вкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Телефон доверия администрации:
(4725) 44-59-59

О разъяснении законодательства

В связи с поступающими обращениями, в целях единообразного применения избирательного законодательства по вопросам проведения агитационных публичных мероприятий Избирательная комиссия Белгородской области разъясняет следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Устава Белгородской области депутаты Белгородской областной Думы обязаны соблюдать ограничения, связанные с депутатской деятельностью, установленные федеральным законом, а также ограничения, связанные с замещением государственной должности Белгородской области, установленные законом Белгородской области.
Законом Белгородской области от 22 марта 2007 года № 105 «О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих» определено, что лица, замещающие государственные должности Белгородской области, должны выполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральными законами (часть 1 статья 5).
Подпунктом «б» пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон) установлен запрет проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Таким образом, депутатам Белгородской областной Думы и лицам, замещающим выборные муниципальные должности запрещено проводить предвыборную агитацию при исполнении ими своих должностных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного положения.
Также разъясняем, что формы проведения предвыборной агитации определены в пункте 3 статьи 48 Федерального закона, которым регулируется, что предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий регламентированы статьей 53 Федерального закона.
В частности, в пункте 2 названной статьи устанавливается, что уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок подачи таких уведомлений определен статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон о митингах).
Вместе с тем, пункт 2 статьи 53 Федерального закона не регулирует порядок проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний, следовательно, такая форма агитации не предполагает уведомления в порядке, установленном Федеральным законом о митингах.
Порядок проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний (например, встреча кандидата с избирателями) в помещении, находящемся в государственной или муниципальной собственности подробно урегулирован в пунктах 3-6 статьи 53 Федерального закона. Однако, порядок проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний по месту жительства избирателей, на внутридворовых территориях и в других подобных местах избирательным законодательством не урегулирован.
Таким образом, проведение агитационных публичных мероприятий в форме собраний по месту жительства избирателей (например, встреча кандидата с избирателями для осуществления агитации в форме устной беседы) не предполагает направления уведомления в порядке, установленном Федеральным законом о митингах.
Полагаем целесообразным отметить, если депутат законодательного (представительного) органа государственной власти на текущих выборах является кандидатом и планирует встречи с избирателями в форме собраний по месту жительства, то он должен отграничивать цели проводимых мероприятий.
Согласно статье 7 Федерального закона о митингах депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, депутат представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) обязан уведомить о проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения.
Указанная норма регламентирует порядок проведения встреч депутата с избирателями, не связанных с выборной агитацией, а с целью информирования о деятельности в качестве депутата.
Обращаем внимание, что согласно части 5.2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении) встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.
Следует отметить, что данная норма регулирует порядок действий депутата представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 5.3 статьи 40 Федерального закона о местном самоуправлении на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями, а также перечня помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.
Таким образом, встречи кандидата с избирателями по месту жительства избирателей для осуществления предвыборной агитации в форме устной беседы, а также встречи депутата представительного органа местного самоуправления с избирателями проводимые в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, создание помех движению не предполагает обязанности направления уведомления в порядке, установленном Федеральным законом о митингах.

04 августа 2017
Городской округ сегодня